Выучить английский язык: что это значит?

Вкладывая деньги в изучение английского языка или принимая на престижную работу «многоязыкого» сотрудника вполне уместно задаться вопросом: что означает «знать английский язык»? Более правильно сформулировать этот вопрос глубже, разбив на несколько частей:

- какие существуют показатели индивидуального уровня английского языка?

- какие шкалы могут применяться для этих показателей?

- какие существуют процедуры измерений?

Каждый, кто сталкивался на практике с индивидуальным «уровнем языка», понимает, что эти вопросы далеко не тривиальны.

Во-первых, важно определиться, о какой оценке знаний и навыков идёт речь, кто и зачем её проводит. Наиболее актуальной темой можно считать «тесты» на получение сертификатов, подтверждающих индивидуальный уровень. Существует множество вариантов таких сертификатов. Каждый сертификат дает свои определенные возможности, признается своим определенным кругом организаций в качестве формального критерия владения английским. Большинство престижных сертификатов привязывают языковой уровень к шестибалльной шкале ALTE (The Association of Language Testers in Europe), предусматривающей следующие возможные оценки:

- A1 (Breakthroughlevel, дословно «прорывной уровень»);

- A2 (Level 1);

- B1 (Level 2);

- B2 (Level 3);

- C1 (Level 4);

- C2 (Level 5).

Со шкалой ALTE знакомы те, кто претендовал на сертификат CPE, CAE, FCE, PET, KET или YLE (кембриджские тесты). Аналогичные уровни используются и в других тестах, проводимых по шкале CEFR (Common European Framework of Reference for Languages), также шестибалльной. Две эти шкалы очень близки между собой (что и задумывалось при их разработке), только уровни называются по-разному. Шкала CEFR:

- A1 (Breakthrough or beginner);

- A2 (Waystage or elementary);

- B1 (Threshold or intermediate);

- B2 (Vantage or upper intermediate);

- C1 (Effective Operational Proficiency or advanced);

- C2 (Mastery or proficiency).

Уровни A соответствуют элементарному владению языком (Basic User), B – самостоятельному владению (Independent User), C – свободному владению (Proficient User).

Несколько иным подходом отличаются тест для североамериканского варианта английского TOEFL (для версии iBT – до 120 баллов) и тест IELTS (10 баллов с шагом 0,5). Результаты TOEFL в принципе не являются подтверждением какой-либо степени, это индивидуальный показатель, который может обеспечить или не обеспечить преодоление намеченной высоты, «проходного балла» для поступления в ВУЗ, на работу или других целей.

Существует ещё одна шкала, наиболее известная, с уровнями beginner, elementary, pre-intermediate, intermediate, upper-intermediate, advanced (возможны некоторые вариации с удалением или добавлением ступеней). Её используют составители базовых учебных пособий и большинство преподавателей курсов английского языка. Наличие шести градаций, как в шкалах CEFR и ALTE, не должно вводить в заблуждение: взаимного однозначного соответствия уровней здесь не существует. Ещё одна потенциальная причина для заблуждений – схожие наименования некоторых уровней, которые вовсе не означают одинаковой оценки в разных системах.

При всех указанных различиях в формальном разделении ступеней индивидуального английского рассмотренные тесты и шкалы созданы для решения схожих задач. Сертификат международного образца показывает, насколько хорошо его обладатель владеет английским языком. Результат такого экзамена (если, например, работодатель принимает к рассмотрению имеющийся конкретный сертификат) дает достаточно точную картину коммуникативных возможностей соискателя, поскольку большинство шкал имеет подробную характеристику каждой из своих градаций, предоставляемую разработчиком теста.

Какой бы тест ни был выбран для прохождения, все они сводятся к комплексной оценке ключевых навыков и знаний. И наибольшее влияние на результат окажет реальный уровень индивидуального английского.

Яндекс.Метрика