Тест на определение словарного запаса. Чем он полезен?

Словарный запас вообще, несомненно, связан с интеллектом и эрудицией. Если говорить о владении английским языком, то величину словарного запаса можно рассматривать в качестве составляющей уровня, потребность оценки которой вполне естественна. Самый очевидный и наглядный показатель – количество слов. Например, уже давно проведены исследования по измерению словарей В. Гюго, У. Шекспира, А. С. Пушкина и некоторых других классиков литературы. Их объемные сочинения упрощают задачу подсчета, но даже это не сделало результаты бесспорными. Остаются серьезные вопросы к методике исследований, опубликованные цифры не могут претендовать на абсолютную объективность. Сравнение показателей русскоязычных и зарубежных авторов никогда не станет корректным в принципе. И все это при обилии прекрасных исходных данных…

Что же делать с оценкой словарного запаса обычного человека?

Оказывается, уже разработаны инструменты, позволяющие получать такие оценки (в самой понятной форме – в виде числа) достаточно просто. Весьма популярный сегодня тест (testyourvocab.com) выдает запас знакомых английских слов любого желающего всего за несколько минут. Не стоит сравнивать свои результаты с данными классиков литературы (некорректные выводы такого рода иногда публикуются). Упомянутые выше исследования касаются лишь активного словарного запаса, в то время как тест направлен на оценку совокупного индивидуального словаря, имеющего вторую важную составляющую – пассивный словарный запас. Получается, что для честного состязания с создателями литературных шедевров нужны более весомые аргументы.

Чем интересно тестирование?

В первую очередь, получаемый результат (при условии честного прохождения) имеет заметную связь с уровнем индивидуального английского. Сервис тестирования выдает число знакомых английских слов, которое, конечно, нуждается в сопоставлении с какими-то ориентирами. Существует статистика по связи языкового уровня с размером словарного запаса (получена с помощью аналогичных тестов). Найти ее не составит труда. Важный момент в осмыслении личных результатов: коммуникативные возможности связаны с количеством знакомых слов неоднозначно. Словарный запас – лишь частный показатель языкового уровня, пусть и очень важный. Исчерпывающая оценка индивидуального английского требует разностороннего экзамена. Применение теста для регулярного самоконтроля, оценки успехов в обучении, связано с существенными ограничениями. Об этом и пойдет речь ниже.

Важнейшее свойство любого инструмента измерений – точность. Зная ее уровень, можно понять, насколько достоверны получаемые цифры, и найти им подходящее применение. Строго определить величину погрешности в нашем случае невозможно по целому ряду причин. Но достаточно провести небольшую работу, чтобы составить представление о качестве работы теста. Ниже показаны результаты такого эксперимента (троекратное прохождение теста нашими студентами с разным уровнем подготовки). Их анализ позволяет сделать некоторые практические выводы.

Данные диаграммы показывают наличие заметного разброса в результатах одного и того же человека (максимальное отклонение от среднего значения трех реализаций составляет 9-18%). Можно было бы списать его на утомление в процессе многократного тестирования или, наоборот, постепенное включение мозга в работу, но против этого свидетельствует уникальная динамика для каждого студента. При этом сам тест имеет слишком малый объем и низкую сложность, чтобы говорить о значимых изменениях в работоспособности (участие в исследовании ни у одного из студентов не отняло более 20 минут). Очевидно, главный фактор разброса значений – погрешность самого теста. Во-первых, разработчик был вынужден ограничить число вопросов в одном сеансе, соблюдая компромисс между точностью результатов и легкостью прохождения (длинные задания снизили бы не только погрешность, но и привлекательность инструмента, то есть число желающих попробовать свои силы). Во-вторых, алгоритм работы теста, построенный на статистических данных, сам по себе вносит некоторую неточность. Отдельный источник ошибок – форма тестового задания, не предусматривающая проверки знаний. И даже добросовестное отношение к тестированию не исключает искажения вводимой информации. Например, человек может отметить незнакомое слово, просто спутав его с похожим по написанию знакомым. Таким образом, фактическая неграмотность становится потенциальной причиной высоких показателей. Вероятно, в этом вопросе разработчик также осознанно пожертвовал достоверностью результатов в пользу простоты тестирования.

Оставив рассуждения о природе погрешности, уделим внимание ее масштабу и практической стороне применения теста. Приведенные экспериментальные данные подтверждают вполне логичную связь результатов тестирования с уровнем подготовки. При этом присутствует заметный разброс получаемых значений,  объяснимый лишь существенной погрешностью. Величина погрешности зависит от уровня подготовки. Масштаб ошибки растет от сотен слов у новичка до тысяч у более сильного студента. Ориентировочные данные, получаемые с помощью теста, годятся для периодического контроля знаний лишь с большими интервалами времени. Чем выше текущий уровень подготовки, тем больше учебных часов должно пройти между проверками. Новое тестирование имеет смысл, когда ожидаемый результат превосходит предыдущий минимум в полтора раза. В противном случае оценка прогресса будет сильно искажена.

 

 

 

Яндекс.Метрика