Статистика ЕГЭ по английскому языку

С 2020 года английский язык станет обязательным предметом при сдаче единого государственного экзамена. Сейчас английский, как и другие иностранные языки, выпускники сдают по выбору. За несколько лет своего существования ЕГЭ претерпел ряд изменений. По мере накопления практического опыта дорабатываются самые разные стороны экзамена. Не стал исключением и экзамен по английскому языку.

Анализ доступных статистических данных позволит получить общее представление о сложности экзамена для обучаемых, существующих тенденциях, позволит принимать более осмысленные решения.

Несмотря на все свои особенности, английский язык – одна из дисциплин, предлагаемых для сдачи на едином государственном экзамене, и рассматривать ЕГЭ по этой дисциплине вне общего контекста развития системы ЕГЭ было бы упущением. Существует довольно интересная официальная статистика (результаты недавнего исследования ВЦИОМ), дающая достаточно полную картину оценки ЕГЭ всеми участвующими в нем сторонами. Есть информация и по опыту подготовки выпускников.

Рассмотрим некоторые результаты социологического опроса ВЦИОМ «ЕГЭ 2015-2016гг.: ожидания и оценки основных участников», проведенного осенью 2015 года. В опросе приняли участие 2200 респондентов из шести категорий, в том числе 600 студентов первого курса 2015-2016 учебного года. Группа студентов разделена на две категории:

- имеющие высокие баллы ЕГЭ;

- имеющие низкие либо средние баллы.

На диаграммах ниже показаны некоторые результаты исследования.

Данные опроса о подготовке к ЕГЭ в рамках школьной программы

Из представленной инфографики следует, что в обеих группах первокурсников присутствует существенная доля «скептиков», считающих дополнительную подготовку единственно возможным путем к хорошим результатам на ЕГЭ. При этом студенты, получившие высокие баллы, чаще дают положительную оценку объему и качеству школьного обучения. Можно предложить несколько «очевидных» объяснений этой особенности:

- оценка школьного обучения непосредственно связана с оценкой собственной обучаемости (достаточно перефразировать вопрос: можете ли Вы качественно подготовиться к ЕГЭ в тех условиях, которые обеспечила школа?), а ответ отражает, кроме всего прочего, и самооценку респондента;

- человеку в принципе свойственно объяснять свои неудачи действием непреодолимых внешних факторов, соответственно, успешная сдача экзамена не располагает к критике в адрес школы.

С таких позиций мнение сдавших ЕГЭ на невысокие баллы представляется чрезмерно субъективным, продиктованным эмоциями. Кажущееся простым, очевидным и правильным объяснение плохо согласуется с результатом опроса учителей выпускных классов.

Данные опроса учителей выпускных классов школы о подготовке к ЕГЭ

Можно по-разному оценивать профессионализм школьных педагогов, но в вопросах ЕГЭ именно они являются практическими специалистами. Соответственно, их мнение имеет право расцениваться как мнение группы экспертов.

Результаты исследования о способах подготовки к ЕГЭ

Отметим принципиальное отличие этой диаграммы от предыдущих. Вопрос о возможностях и достаточности школьного курса дает лишь субъективную информацию, личное мнение респондента: как он оценивает качество обучения в школе применительно к сдаче ЕГЭ.

Вопрос о том, как проводилась подготовка к экзамену, направлен на получение фактической информации. Здесь данные опроса по двум группам студентов уже могут рассматриваться как результаты эксперимента, по которым можно сопоставить способы подготовки с её результатами.

Есть группа респондентов с хорошими результатами, и есть группа с результатами не очень хорошими. Зная, как готовились к экзамену первые и вторые, мы можем говорить о связи между путями подготовки и ее качеством. Важно, что речь здесь идет не об оценке и не о чьем-то личном мнении. Это настоящий практический опыт.

Не нужно сложного анализа, чтобы увидеть здесь главное: использование дополнительной подготовки – один из ключевых факторов успеха при сдаче ЕГЭ.

Исследование не делило ЕГЭ на дисциплины, так что выше речь шла о ЕГЭ в целом. Но применимы ли эти оценки к отдельно взятому предмету?

Выпадает ли английский язык из общей картины ЕГЭ? Данные статистики показывают, что этот предмет имеет свои особенности. Тем не менее, отличия вряд ли можно считать принципиальными.

Экзамен по английскому языку несколько лет шел к тому виду, в котором существует сейчас. Вносились и достаточно резкие изменения, такие как введение в 2015 году отдельной устной части экзамена. Без нее теперь можно набрать максимум 80 баллов. Но ЕГЭ по английскому языку 2016 года уже не принес никаких заметных сюрпризов.

Если говорить об отличиях в сложности экзамена по английскому языку в сравнении с другими предметами, то стоит отметить следующее:

- результаты по английскому языку оказываются в среднем выше, чем по другим предметам, сдаваемым на выбор выпускника;

- доля выбравших английский язык (показатель остается актуальным до 2020 года) всегда невелика (порядка 10%) в сравнении с другими предметами по выбору.

Второй факт – одна из главных причин для первого: предмет не сдается массово, как, например, обществознание. На экзамен приходят в основном те, кто к нему по-настоящему готовился. Этот нюанс не учитывается авторами советов, публикуемых в сети: «на основе статистики» они рекомендуют «самые легкие» экзамены. Выбирать английский только из надежды получить хороший результат малыми усилиями, на самом деле, не самое удачное решение.

 Количество участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный уровень в 2015 и 2016 годах

По данным Рособрнадзора, доля участников, не преодолевших минимальную границу на ЕГЭ по английскому языку сократилась за год в два раза (с 3,8% в 2015 году до 1,9% в 2016 году). Этот прорыв можно увязать с окончанием «эпохи перемен». Заранее четко понимая, к чему готовить выпускников, школьные учителя, репетиторы и преподаватели языковых курсов работают более эффективно.

Прогнозы – дело неблагодарное, но тем не менее: после изменений 2015 года ЕГЭ по английскому языку приблизился по своей структуре и процедурам к экзаменам-аналогам, таким как FCE и IELTS, так что глобальных перемен в обозримом будущем ждать не стоит.

 

 

 

Яндекс.Метрика