Игры на уроке английского языка — это необходимо... Не только детям

Обучающие игры - важнейший инструмент в методическом арсенале современного преподавателя английского языка. Сегодня игровая форма обучения актуальна не только для работы с дошкольниками. Несерьезное решение серьезной задачи оказалось удачным в преподавании английского языка подросткам и взрослым в рамках коммуникативной методики.

На учебных занятиях используется большое количество игр. Они различаются по преследуемым учебным целям, подходящему возрасту студентов, необходимому уровню владения английским языком, количеству участников и другим признакам. Множество эффективных приемов игрового обучения настолько велико, что не всякая сложная классификация игр выглядит исчерпывающей. Конечно, для успешной работы преподаватель должен правильно подбирать игры для каждого занятия, учитывая все особенности предстоящего урока и конкретной учебной группы. С отбором обучающих игр неплохо справляются ведущие издательства в сфере преподавания английского языка по коммуникативной методике, такие как Macmillan, Pearson Longman и Oxford University Press.

Качественный учебный курс всегда опирается на ставшие уже привычными методические приемы. Наиболее популярных игр, интенсивно используемых составителями большинства учебников, существует не так много. Любой современный курс опирается на использование, в первую очередь, ролевой игры. Много внимания уделяется также играм на выполнение творческих заданий с элементами соревнования внутри пары или группы студентов.

Обучающая ролевая игра стала традиционным элементом урока английского языка вполне заслуженно. Одно из важнейших ее преимуществ — возможность применить свежие знания и навыки на практике, в условиях, приближенных к реальным (английский язык в этой ситуации из предмета изучения превращается в инструмент решения задачи). Учебник, как правило, содержит готовые вводные для текущего учебного занятия: роли студентов, их задачи на игру, необходимые иллюстрации и описания. Конечно, все это подобрано с учетом имеющихся у студентов коммуникативных возможностей и темы конкретного занятия.

Игровые задания с элементом соревнования также прописаны в учебниках. Возможность справиться с задачей быстрее, оригинальнее или правильнее (то есть возможность быть лучшим) — отличный мотивирующий фактор для «детей» любого возраста, включая пенсионный.

Доступность качественной учебной литературы, детально проработанные учебники и прилагаемые к ним материалы — все это, безусловно, повышает эффективность обучения. Но творческое мышление преподавателя, его компетентность в подготовке и проведении уроков по-прежнему играют важную роль. Этому есть ряд объективных причин:

1. Одна из функций игры на занятии — демонстрация уровня усвоения материала, качества знаний и навыков каждого студента, слабых сторон в подготовке. Правильно организовать работу студентов — это лишь половина работы преподавателя, вторая необходимая составляющая — воспринимать информацию и принимать по ней дальнейшие решения (от оперативного закрепления упущенных нюансов до корректировки плана следующих занятий).

2. Как бы ни был хорош готовый учебный материал, он всегда может быть улучшен (изменен или дополнен) преподавателем, знающим особенности своей учебной группы. Это относится, например, к выбору интересных тем для обсуждения, распределению времени по элементам урока (расстановке приоритетов в задачах обучения), использованию дополнительных наглядных средств (например, мультимедийных презентаций), использованию дополнительных элементов, призванных снизить утомление (смена направления интеллектуальной активности студентов в нужные моменты).

3. Рациональное распределение ролей между студентами в обучающих играх — отдельный серьезный вопрос. Готовая обучающая игра часто предусматривает разные по уровню сложности роли (например, первому из студентов предстоит «задавать ситуацию», второму - «выкручиваться»). Самое сложное и нетривиальное задание первым должен получить тот, кто готов с ним справиться, и по уровню подготовки, и психологически. Слабое знание группы преподавателем, его ошибочные решения в таких ситуациях, могут серьезно навредить студентам: проблемы мотивации, самооценки и психологических барьеров актуальны в обучении не только детей, но и взрослых.

Показав высокую эффективность, изучение английского языка в форме игры получило сильное развитие. О необходимости использования игр на уроках английского языка говорит и внимание, уделяемое этому вопросу ведущими идеологами коммуникативной методики. Тема использования обучающих игр проработана уже достаточно хорошо, и современный преподаватель английского языка имеет доступ к лучшим решениям и учебным материалам. Но, как и любой сложный инструмент, обучающая игра работает в полную силу лишь в руках профессионала.

Яндекс.Метрика